Быстрый старт: 8 шагов для работы с маркировкой для производителей

22 июня 2021 17:20

Маркировка — это нанесение на товар этикеток со специальными штрих-кодами и передача в систему маркировки «Честный ЗНАК» сведений о их нанесении.

Для маркировки товаров в России был выбран Data Matrix-код — с его помощью можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: каждый участник оборота товаров обязан передавать данные о товаре единой системе «Честный ЗНАК».

За маркировку товаров, подлежащих обязательной маркировке, ответственны производители и импортеры — в этом материале пойдет речь о внедрении маркировки для производителей. Для того чтобы начать маркировку товаров, нужно выполнить 8 шагов.

В данной статье вы узнаете:


Товарные группы, подлежащие обязательной маркировке

Обязательная маркировка касается значительной части товарных групп. На данный момент уже маркируются следующие товарные группы:

  • Молочная продукция
  • Упакованная вода
  • Товары легкой промышленности
  • Лекарства
  • Табак
  • Фотоаппараты и
    лампы-вспышки
  • Обувь
  • Шубы
  • Духи и
    туалетная вода
  • Шины и покрышки

В стадии пилотного проекта:

  • БАД
  • Антисептики
  • Пиво и слабоалкогольные напитки
  • Велосипеды
    (завершён)
  • Кресла-коляски (завершён)

С подробным перечнем групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с кодами ОКПД 2 и ТН ВЭД вы можете ознакомиться в материале Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р,

Для того чтобы начать маркировку товаров, нужно проверить оборудование, приобрести УКЭП, подключить ЭДО, зарегистрироваться в ГИС МТ и перейти к непосредственной работе с кодами маркировки. От регистрации в ГИС МТ до ввода маркированных товаров в оборот вас разделяет 8 шагов.

Шаг № 1. Зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга товаров

Чтобы начать работать с маркировкой, необходимо зарегистрироваться в качестве участника оборота в государственной информационной системе мониторинга товаров (ГИС МТ). Именно в этой системе происходит работа производителей, импортеров, дистрибьюторов и владельцев розничных точек с маркировкой: от описания товара и получения кодов маркировки до списания или продажи товара.

Ноутбук.png

Механизм регистрации:

  • Пройти проверку на соответствие требований к ПО;
  • Оформить заявку на регистрацию и отправить её.

С подробной инструкцией для регистрации вы можете ознакомиться в статье «ГИС МТ — Как зарегистрироваться в системе?».

По завершению регистрации, вам придет ссылка для входа в личный кабинет на указанную при регистрации почту. После авторизации в личном кабинете вам станет доступно дозаполнение профиля и подписание необходимых документов, что необходимо для дальнейшей работы с маркировкой.

Дальнейшие шаги по внедрению маркировки начинают различаться для каждого участника оборота, поэтому если вы относитесь к рознице, то вам следует прочитать статью «Этапы внедрения маркировки для розничных магазинов».


Шаг № 2. Описать товары в Национальном каталоге

После того как вы зарегистрировались в ГИС МТ, вы можете перейти к описанию товаров — это можно сделать через личный кабинет ГИС МТ, если вы являетесь членом Ассоциации ГС1 РУС.

  • Если вы не являетесь членом Ассоциации ГС1 РУС — сделать это можно по ссылке: https://app.gs1ru.org/step/one, либо через Национальный Каталог. Более подробно о регистрации в ГС1 РУС вы можете прочитать в материале «Инструкция по оформлению заявки на вступление в ассоциацию ГС1 РУС».
  • Если вы уже являетесь членом Ассоциации, то можете переходить к созданию карточек товара сразу после перехода в Национальном Каталоге. Перед описанием, рекомендуем познакомиться с процессом создания карточек в статье «НК — Национальный каталог. Зачем описывать товары, как создать карточку товара и что с ней делать?».

В результате описания товара и создания карточки вашему товару будет присвоен код товара — он же GTIN, который можно использовать для большинства операций в системе «Честный знак» и, в первую очередь, для заказа кодов маркировки. Больше информации о GTIN вы можете найти в статье «GTIN — Global Trade Item Number, универсальный код продукта: структура, получение, особенности».


Шаг № 3. Заказать регистратор эмиссии

Регистратор эмиссии — это программно-аппаратное средство, которое осуществляет функции генерации ключа и кода проверки и хранение криптозащищенных кодов маркировки на стадии производства. Без него невозможна эмиссия кодов маркировки. Он необходим только производителям и импортерам.

Регистратор предоставляет безвозмездно «Честный Знак» после создания личного кабинета и заключения договора. Более подробно о получении регистратора эмиссии вы можете прочитать в статье «Регистратор эмиссии: что это, кому нужен, как получить».

Следующие шаги № 4 и № 5 не являются обязательными к исполнению для всех участников оборота. Подбор нового оборудования и/или технического решения, а также интегратора решений может понадобиться только в том случае, если ваше оборудование не подходит для работы с маркировкой и/или вы хотите автоматизировать бизнес-процессы под маркировку. Дополнительная техника для печати кодов Data Matrix выбирается в соответствии с типом производства и его объёмами.


Шаг № 4. Выбрать при необходимости оборудование и/или техническое решение для внедрения маркировки

Каждому участнику оборота требуется специальное оборудование для работы с маркировкой. Помимо регистратора эмиссии, производителям понадобится:

  • 2D-сканер или терминал сбора данных (ТСД);
  • Принтер этикеток.

Всё это оборудование уже может быть у вас в наличии, в таком случае вам нужно запросить информацию у поставщика оборудования подходят ли ваши устройства для работы с маркировкой. Если уже используемое можно использовать в работе с маркированным товаром, то вам не требуется ничего дополнительно приобретать.

Если ваше оборудование не подходит для работы с маркировкой, то вам потребуется приобрести новое — можно купить оборудование по отдельности, либо выбрать техническое решение, представленное готовым набором подходящего оборудования. О том как выбрать техническое решение вы найдете информацию в материале «Системные интеграторы и программные решения для Производителей. Как выбрать?».


Шаг № 5. Выбрать интегратора и/или типографию

Если вы хотите автоматизировать бизнес-процессы, связанные с внедрением маркировки, то проще всего это сделать с помощью интегратора. При выборе интегратора обязательно обращайте внимание на специализацию конкретного партнера-интегратора, они имеют типовое подразделение:

  • Поставщики и интеграторы аппаратных частей (маркираторы, аппликаторы, принтеры, камеры тех. зрения);
  • Разработчики программных продуктов по интеграции государственной информационной системе мониторинга товаров, учетными системами предприятия;
  • Компании, осуществляющие комплексное дооснащение предприятий под требования обязательной маркировки.

Более подробную информацию о выборе интегратора решений вы можете найти в статье «Интеграторы технических решений: по каким критериям выбирать?».


Шаг № 6. Работа с лицевым счетом: заказ и оплата кодов маркировки

После подписания договоров участнику оборота товаров присваивается лицевой счет. Для каждой товарной группы присваивается свой лицевой счет — согласно Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2019 г. N 577 с 1 октября 2019 года оператором взимается плата за предоставление кодов маркировки.

Более подробно о работе с лицевым счетом можете прочитать в статье «Работа с лицевым счетом: заказ и оплата кодов маркировки».

Заказ кодов маркировки происходит с помощью станции управления заказами (СУЗ): через личный кабинет ГИС МТ или с последующим переходом в станцию управления заказами или API.

Монтажная область


Шаг № 7. Ввод в оборот маркированного товара

После того как коды маркировки оплачены и заказаны, вы можете нанести их на свой товар любым удобным для вас способом, после чего ввести товар в оборот. Ввод в оборот — это подача сведений в ГИС МТ о готовности товаров к обороту. Более подробно о том как ввести товар в оборот вы можете прочитать в материале «Ввод маркированных товаров в оборот: инструкция».

Шаг № 8. Отгрузка и передача данных о маркированных товарах

После ввода в оборот производитель и/или импортер передает права на маркированные товары, если:

  • осуществляете отгрузку в рамках агентского договора и/или договора комиссии;
  • продаете маркированный товар контрагенту.

С подробной инструкцией о передаче прав на маркированный товар вы можете ознакомиться в видео-уроке:

На этом шаге работа с маркированным товаром конкретной партии для производителя и импортера заканчивается — за дальнейшую реализацию товара отвечает новый владелец товара: это может быть представители розничной торговли, комиссионных магазинов, HoReCa, e-commerce и др.

Так предприятия общепита, школы, детские сады, больницы и др. работают аналогично розничным участникам оборота товаров, поэтому они регистрируются в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров и подают сведения о перемещении и выводе маркированных товаров, начиная с 1 сентября 2022 г.

Для работы с маркировкой таким предприятиям помимо регистрации потребуется сканирование кодов маркировки для вывода товара из оборота. Сделать это можно с помощью 2D-сканера или мобильного приложения Честный ЗНАК.Бизнес — подробную информацию о функционале приложения вы можете найт на сайте Честного Знака в разделе «Мобильное приложение».


или  в систему, чтобы получать уведомления с ответами на ваши вопросы

Жирный текст
Прикрепить файл
Привет
25.10.2022 13:54
Сообщество Маркировки
Надир, Рады приветствовать вас в нашем Сообществе! :)
25.10.2022 14:06
Л
Добрый день! На этом шаге работа с маркированным товаром конкретной партии для производителя и импортера заканчивается — за дальнейшую реализацию товара отвечает новый владелец товара: это может быть представители розничной торговли, комиссионных магазинов, HoReCa, e-commerce и др.  Вопрос: Если мы осуществляем маркированный товар БАД через Маркетплейсы, то из оборота товар мы выводим сами?  и еще вопрос я где то увижу в личном кабинете ЧЗ переданный   нам от поставщика маркированный товар? он появится там автоматически? или надо подгружать?
01.03.2024 12:07
Сообщество Маркировки
Лиля, Добрый день! Если Вы осуществляете доставку со своего склада, то выводите Вы по документу «Вывод из оборота» с причиной «Дистанционная продажа». 
Товар, который Вы получаете в рамках УПД по ЭДО, будет отображаться в Вашем Личном кабинете.
05.03.2024 16:38
Д
Подскажите пожалуйста , нужно ли регистрировать штрих код , или можно это сделать после регистрация членства в ГС1?
18.03.2024 11:34
Сообщество Маркировки
Давид, Здравствуйте! Можно и после регистрации в Ассоциации ГС1РУС.
01.04.2024 16:48
Задайте вопрос команде Сообщества

Если у вас есть вопросы, связанные с работой Честного Сообщества или предложения по развитию нашей платформы, то напишите нам!

Если у вас вопросы, связанные с маркировкой, то задайте вопрос тут.

Ваше сообщение отправлено

Ожидайте ответ на электронную почту, указанную в обращении

Наверх
Войти в Cообщество
Впервые в сообществе? Зарегистрироваться
Войти через:
Регистрация в Сообществе
Регистрация участника оборота
Уже зарегистрированы?
или
Войти через GoogleВойти через Vk

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться»,
Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.

Регистрация Партнера/Интегратора
Уже зарегистрированы?
Регистрация Партнера/Интегратора
Уже зарегистрированы?

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться»,
Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.

Регистрация Партнера/Интегратора
Уже зарегистрированы?
Уже зарегистрированы?

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться»,
Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.

Регистрация в Сообществе

Редактировать изображение партнера/интегратора
Восстановление пароля
Проверьте почту

На почту отправлено письмо со ссылкой восстановления пароля

Восстановление пароля