Маркировка товара является несложным рабочим процессом, однако может вызвать массу вопросов, если предварительно не изучить всю важную информацию об этой сфере.
В данном материале есть все, что нужно знать о выборе технического решения для маркировки.
В первую очередь, что за нанесение маркировки несет ответственность не только производитель, но и оптовики, импортеры и ритейл. Каждый участник оборота товара обязан вносить данные и осуществлять операции с маркированным товаром, чтобы обеспечить бесперебойную прослеживаемость с момента производства до продажи товара.
Этапы внедрения маркировки для каждого участника оборота товаров отличны друг от друга: начиная от регистрации в системе маркировки «Честный ЗНАК» или ФГИС МДЛП до непосредственной работы с кодами маркировки.
В данной статье вы узнаете:
- Маркировка в 3-х шагах
- Шаг 1. Выбор метода нанесения Data Matrix
- Шаг 2. Выбор способа агрегации
- Шаг 3. Выбор интегратора
- Особенности маркировки для импортеров
- Особенности маркировки для ритейла
Маркировка в 3-х шагах
Для всех участников оборота есть 3 ключевых шага, которые необходимо сделать каждому участнику оборота товаров для внедрения маркировки.
Шаг 1. Выбор метода нанесения Data Matrix
Выбор вида нанесения Data Matrix зависит исключительно от предпочтений и особенностей производственного процесса участника оборота - сравнительный анализ преимуществ каждого вида предоставлен в материале "Виды нанесения DataMatrix: типографское, прямое, этикетирование".
Участникам оборота товаров, которым необходимо маркировать товары, доступны 3 способа нанесения кодов маркировки:
№ 1. Метод типографии — оптимальный способ нанесения кодов маркировки, так как не требует покупки оборудования для печати, а ответственность за качество кодов маркировки и считываемость на себя берет типография. Читайте о данном способе в статье "Типографское нанесение DataMatrix: преимущества, оборудование, процесс".
Если метод типографии вам не подходит, остается выбрать между двумя следующими методами:
№ 2. Прямое нанесение — данный способ нанесения подходит для маркировки товаров в больших объемах. Прямое нанесение потребует от вас приобретения оборудования для печати и считывания кодов маркировки прямо на производственной линии. Читайте о данном способе в статье "Прямое нанесение DataMatrix: виды упаковки, оборудование, особенности".
№ 3. Этикетирование — данный метод подходит как для крупного производства при использовании автоматического этикетирования, так и для микропредприятий при ручном этикетировании. Читайте о данном способе в статье "Этикетирование DataMatrix: внешний вид, оборудование, особенности".
Чтобы определиться между прямым нанесением и этикетированием читайте статью "Прямое нанесение или этикетирование Data Matrix: критерии выбора метода".
Шаг 2. Выбор способа агрегации
Агрегирование – это процесс объединения товаров в потребительской упаковке в транспортную упаковку первого уровня, а также транспортных упаковок первого уровня в транспортную упаковку последующих уровней с нанесением объединенного кода маркировки.
Таким образом, агрегация позволяет проще отслеживать товар во время транспортировки, в том числе, при прохождении таможенных процедур. Более подробно об агрегации читайте в статье "Агрегация маркированного товара: определение, виды, закон, порядок работы".
- Ручная агрегация
- Полуавтоматическая агрегация
- Автоматическая агрегация
- Разделение потока
Шаг 3. Выбор интегратора
Каждому участнику оборота товара также необходимо сделать ответственное решение: заниматься внедрением маркировки на производство самостоятельно или выбрать системного интегратора решений, который возьмет на данную задачу. О выборе интегратора читайте статью "Интеграторы технических решений: по каким критериям выбирать?".
Полная база интеграторов, которые уже активно работают над разработкой решений “под ключ” или предоставлением “коробочных” программных продуктов, собрана в статье "Каталог базы интеграторов технических решений: что содержит, как пользоваться?". Так как процесс внедрения маркировки идет уже не один год, ЦРПТ накопила опыт и кейсы в сотрудничестве с разными интеграторами: информацию об этом вы можете найти в статье “Лучшие Практики по внедрению маркировки на основе опыта ЦРПТ”.
Работающий с маркировкой программный продукт - еще не все, что необходимо участнику оборота товаров. На втором месте по важности стоит вопрос об оснащении своего производства работающим с маркировкой оборудованием.
В числе необходимого оборудования:
- Сканеры штрих-кодов или Терминалы сбора данных
- Принтеры этикеток
- Контрольно-кассовая техника
Зачастую все необходимое оборудование уже есть и активно применяется в работе, поэтому потребуется только обновить программное обеспечение. О том как перенастроить старое оборудование и выбрать новое читайте в статье "Оборудование для маркировки: какое нужно и что пригодится из того, что у вас уже есть?".
Выбрать и приобрести подходящее оборудование для работы с маркировкой вы можете у одного из поставщиков оборудования - все контактные данные вы можете найти в статье "Список поставщиков оборудования для маркировки: что учесть, как найти?".
Повторим, что данные шаги обязательны для каждого участника оборота, но для отдельных участников оборота товаров, существуют своя специфика внедрения маркировки и работы с маркированным товаром, в частности, для импортеров и ритейла.
Особенности маркировки для импортеров
Зарубежные производства, чья продукция реализуется на территории РФ также попадает под требования маркировки. Правила и по маркировке для импортных товаров схожа с правилами и для производителя, как и шаги, описанные выше.
Главное отличие в работе с маркировкой для импортеров состоит в дополнительном звене - таможне. О маркировке на таможне вы можете прочитать в статье "Маркировка на таможенном складе: инструкция, требования, особенности для EAC, ответственность". О том, как подключить таможенное производство читайте в статье "Маркировка импортной продукции: список сервис-провайдеров для импортёров".
Также при транспортировке больших партий, импортеру необходимо использовать агрегированный таможенный код (АТК), который объединяет в себе сведения о всех товарах, что находятся в общей упаковке. О получении АТК вы можете прочитать в статье "Агрегированный таможенный код: состав, реестр, роль в системе маркировки".
Еще одна необходимая деталь, о которой важно помнить импортеру — является ли страна-экспортер членом ЕАЭС. О правилах работы с участниками ЕАЭС можно прочитать в статье "Ввоз продукции из ЕАЭС и остальных стран: маркировка, декларация, отличия". Всю необходимую информацию о правилах заполнения таможенных деклараций вы можете найти в материале "Таможенная декларация: правила заполнения, рекомендации".
Интеграторы решений предлагают технические решения и для таможенных складов. Ознакомиться с полным списком решений для импортеров можно в обзоре "Решения по маркировке товаров для таможенных складов: обзор, особенности, совместимость".
Особенности маркировки для ритейла
Как правило, последний вывод товара из оборота осуществляется в момент продажи маркированной продукции - за это отвечает розничный продавец. Именно поэтому ритейлерам также необходимо регистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК»/информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов и проводить операции с кодами через кассу, в частности перемаркировку (доступна не для всех товарных групп) - если код окажется утерян или поврежден и маркировку остатков (доступна не для всех товарных групп) - когда маркировка для определенной товарной группы уже становится обязательной, а на точке продажи есть соответствующий немаркированный товар.
О всех операциях, проводимых с кодами маркировки, можно ознакомиться в разделе "Операции с кодами маркировки", а также выбрать подходящего разработчика и поставщика оборудования для ритейла вам поможет раздел "Производитель/разработчик ПО и оборудования для ритейла".
Комментарии 0
Войдите в службу, чтобы оставить комментарий.